Обеспечение судами доступа к правосудию поставлено в зависимость от действий Минфина

Способность судов осуществлять правосудие поставлена ​​в зависимость от действий Минфина как органа исполнительной власти, что нарушает гарантированный Конституцией принцип независимости судебной ветви власти.

Наталья Богацкая, председатель Ассоциации судей хозяйственных судов Украины (АСХСУ), председатель Юго-Западного апелляционного хозяйственного суда, высказала свое мнение относительно недофинансирования судов.

В продолжение темы критического недофинансирования апелляционных и местных судов хочется обратить внимание на то, что затягивание с рассмотрением вопроса об увеличении объема финансирования - приведет к катастрофическим и необратимым последствиям в виде не только ухудшение качества правосудия, но и вообще прекращения осуществления правосудия судами Украины.

Эта ситуация сложилась в результате сознательного закладывания дефицита финансирования судов в ЗУ «О Государственном бюджете Украины на 2021 год», из-за ограничений Минфином предельных расходов.

Так, дефицит от фактической потребности судов по бюджету на текущий год составляет:

  • всего на финансовое обеспечение судов - 61,3%;
  • на оплату труда - 55,75%.

При этом, удельный вес расходов на финобеспечения судов, органов и учреждений системы правосудия составляет:

  • по фонду оплаты труда - 44,3%;
  • по иным текущим расходам судов - 29,6%.

Таким образом, на 2021 финансовая потребность в материально-техническом обеспечении работы судов первой и апелляционной инстанций была учтена только на 38,7%.

Кроме того, предельные ежемесячные расходы на оплату труда для утверждения ежемесячного плана ассигнований были доведены Минфином до сведения ГСА Украины в разрезе двух фондов (специальный и общий) по единому коду «оплата труда». То есть, без разделения на отдельные статьи расходов по судьям и работникам аппарата суда, хотя о введении в действие с 01.01.2021 двух кодов расходов вместо одного, Минфину было известно еще 27.10.2020, когда им же и был принят соответствующий приказ.

В рамках определенных Минфином ежемесячных предельных расходов апелляционные суды и местные суды, через тереториальные управления ГСА Украины, осуществили перераспределение средств на оплату труда по судьям и аппарату и вывели дефицит - эти данные были направлены ГСА Украины в Минфин.

Зато, Минфином самостоятельно, без учета обобщенных ГСА Украины предложений по апелляционным судам и териториальных управлений ГСА Украины по местным судам, были изменены ранее доказанные предельные объемы расходов по фондам с разницей по экономическим кодам в 459 800 000 грн и предоставлено 3 дня ГСА Украины для формирования нового плана ассигнований.

Повторное ежемесячное распределение - не согласовывалось с судами, поскольку это уже было начало бюджетного года, а значит, из-за неподачи обновленного плана ассигнований на текущий год, под угрозой было финансирования судебной системы в общем.

Учитывая указанное, по судам образовалось неравномерное распределение по выплатам: в одних судах остаток по судейскому вознаграждению и недостаток по аппарату; в других - недостаточно выплат судьям, а расходы на аппарат на грани объема обязательных выплат, или вообще помесячно недостаточно ассигнований для выплат судьям и работникам аппарата суда.

На примере нашего суда (Юго-Западного апелляционного хозяйственного суда), судьи получили к зарплате за январь - 74,1% вознаграждения, работники аппарата - 65,34%; за февраль судьи - 14,7% вознаграждения, работники аппарата суда - 0 грн.

Погашение кредиторской задолженности по оплате труда при этом происходит с просрочкой выплат за счет средств, предусмотренных на оплату труда на следующий месяц.

Вообще, многолетняя практика выполнения бюджета свидетельствует о том, что в первых месяцах бюджетного года, выделенные Минфином ежемесячные лимиты недостаточны ни для оплаты труда в полном объеме, ни для покрытия потребностей на материально-техническое обеспечение работы судов. Эта ситуация требует дополнительного анализа, но за 30 лет функционирования судов Украины, это первый раз, когда уровень оплаты работников аппаратов судов установлен ниже минимальной заработной платы по Украине, а фактические выплаты осуществляются с кредиторской задолженностью.

При таких обстоятельствах, конечно, все ожидают положительное решение Минфина о приближении ассигнований. Иными словами, средства, которые помесячно были запланированы на год, из последних месяцев года будут распределены на перекрытие дефицита, который образовался в начале года.

Однако вернемся к сути ситуации по финансированию судов, а именно  - первичного дефицита, предусмотренного Бюджетом.

Как уже было отмечено, предельных расходов на оплату труда не хватает на год, учитывая дефицит в 56,1%.

Опять на примере нашего суда, даже по обязательным выплатам фактических ассигнований на оплату труда работникам аппарата суда (обязательных платежей - оклад, за ранг и выслугу лет) хватает только до октября 2021 года.

Это значит, что силу предписаний статьи 51 Бюджетного кодекса Украины, руководство суда имеет два месяца предупредить всех тех работников, кто к тому времени останется в аппаратах судов (выдержат, и не уволятся сами), и в дальнейшем - уволить их из-за дефицита бюджетных ассигнований на заработную плату.

Не будет работников аппарата суда - совершение правосудия в судах станет вообще невозможным.

Таким образом, способность судов осуществлять правосудие поставлена ​​в зависимость от действий Минфина как органа исполнительной власти, вообще нарушает гарантированный Конституцией принцип независимости судебной ветви власти.

С другой стороны, мы имеем государственные, общественные и международные запросы относительно повышения качества осуществления правосудия судами, открытости и прозрачности деятельности судов, внедрение новейших средств документооборота и коммуникации с участниками процесса, как электронный суд и тому подобное.

Реалии таковы, что заложниками финансовой ситуации являются не только суды и работники аппаратов судов, а в первую очередь те люди, которые, обращаясь в суд за защитой своих прав, ожидают надлежащий уровень судебного процесса, зато у судов элементарно нет средств на направление процессуальных документов, бумаги, картриджей и тому подобное.

Это, несмотря на то, что заявителями был уплачен судебный сбор в бюджет - 2841337771 грн., в том числе 44,4%, из которых внесены за обращение в хозяйственные суды (данные ГСА Украины на веб-портал «Судебная власть» 2020 года).

Итак, если объем финансирования судов не будет увеличен, то не будет и квалифицированных работников аппарата суда, а из-за ограничений возможностей реализации права на судебную защиту, - и правосудия.

Автор: Наталья Богацкая

Источник: Судебно-юридическая газета